Scientific journal
Scientific Review. Philosophy

ECONOMIC, POLITICAL AND NATURAL PRECONDITIONS FOR SOCIAL DEVELOPMENT OF THE MODERN WORLD IN THE CONDITIONS OF GLOBALIZATION

Нусупова С.Т., Нусупов Ч.Т.
The work examines the problems of the relationship between natural, economic and political processes associated with the determination of priorities, ultimately, biological factors, the state of which, in turn, is determined by the impact of technogenic processes on the natural environment, flora and fauna, and on the humans. Human technical impact on the environment, for the needs of industry and agriculture ( e.g. intensive use of water in The work examines the problems of the relationship between natural, economic and political processes associated with the determination of priorities, ultimately, biological factors, the state of which, in turn, is determined by the impact of technogenic processes on the natural environment, flora and fauna, and on the humans. Human technical impact on the environment, for the needs of industry and agriculture ( e.g. intensive use of water in agriculture, development of new virgin lands, fishing industry and breeding of waterfowl, as constituent elements of agricultural production, with intensive use of rivers and freshwater lakes) - inevitably leads not only to disruption of water balance on Earth, but also in the most negative way affects both the state of the soil, natural phenomena and various forms of life (rangibg from non-cellular forms to cellular forms of living organisms). agriculture, development of new virgin lands, fishing industry and breeding of waterfowl, as constituent elements of agricultural production, with intensive use of rivers and freshwater lakes) - inevitably leads not only to disruption of water balance on Earth, but also in the most negative way affects both the state of the soil, natural phenomena and various forms of life (rangibg from non-cellular forms to cellular forms of living organisms). The demand for time associated with a pandemic that swept the earth's planet, and a viral disease that struck all of mankind, has identified one important pattern that determines the unity and connections of people not only with the living organization of matter, but also with the cosmos, universes, which predetermines the primacy of the material, biological, factor over social processes and phenomena.

До сегодняшнего дня в философской литературе ближнего зарубежья приоритетом социального развития считался экономический фактор, предопределяющий базисную, материальную, сущность развития общества, в котором надстроечные отношения в виде политических процессов и формы политического сознания представляли собой отражение и моделирование экономических сторон общественной жизни людей как в отдельно взятом обществе, так и, в целом, в мировом сообществе. Уровень жизни населения в каждой стране и в различных регионах планеты связывался лишь с развитием научно-технических достижений, использованием передовых технологий, примером и образцом чему были, и являются постиндустриальные страны. Именно в зависимости от того, какими средствами производства производились продукты и товары общественного потребления в определённой стране, определялся материальный уровень общества и государства.

При этом сама природа представляла собой лишь как преимущественно пассивный объект, когда воздействие людей на окружающую среду, с целью максимального использования её ресурсами, не рассматривалось в контексте биологической, анатомической и генетической субстанции живого организма, на бимолекулярном уровне его существования. А определялась и по сей день определяется политическими и материальными интересами социальных групп, а именно привилегированных сословий и классов, исходящих из экономических факторов. И, как следствие, в начале 21 столетия возник, например, такой парадокс, когда традиции и обычаи в кулинарии и культуре питания отдельных народов, потребляющих всякую, без исключения, живность, подверглись риску в связи с интенсивным развитием высоких технологий, применяемых передовыми странами в различных сферах промышленности, аграрного сектора и, в особенности, горнорудного дела. Именно они негативно повлияли и поныне оказывают колоссально разрушительное воздействие на природу, а именно на экологическое состояние растительного и животного мира, вплоть до микроорганизмов, и самого человечество, а также на саму неорганическую природу, как среду обитания органической материи.

Цель исследования заключается в освещении проблематики обеспечения диалектического соотношения между природными и социальными явлениями и процессами.

Достижение цели исследования обусловило решение следующих задач:

- раскрыть причинно-следственную связь между техногенной деятельностью человечества и экологическим состоянием различных уровней организации живой природы;

- проанализировать причины возникновения катаклизм в природе и обществе;

- показать, в конечном счёте, определяющую роль в жизни человека и общества эволюцию биологической организации органической и неорганической природы, как основы существования всех уровней и форм живой материи, включая само человечество.

Материалы и методы исследования.

Исследование проводилось на основе применения диалектического метода исследования, что обусловлено самой проблематикой онтологического изучения материального мира. Методологической основой исследования явился концептуальный подход и обращение к истокам возникновения органической природы, рассматриваемой на различных уровнях и противоречивых формах проявления, что обусловлено самим единством не живой и живой материи. Дедуктивная логика диалектико-логического познания позволила сделать общий вывод о проблематике определяющей роли природного в генезисе социальной организации. В процессе исследования применялась также выборочная переработка эмпирического материала (научно-методической литературы), его анализ с позиции полученных сведений, статистические методы обработки полученных результатов.

Результаты исследования и их обсуждение.

Возникновение и развитие особенностей природных и социальных факторов в современном мире, в условиях глобализации, продиктованны такими факторами, как, нарушение экологического баланса, приведшее к катаклизмам, связанных с охватившей все человечество пандемией, уровнявшей все без исключения страны и народы планеты, их социально-классовые различия. Техногенное воздействие человеком на окружающую среду с неизбежностью приводит не только к нарушению водного баланса на планете Земля, но и самым негативным образом сказываются как на состоянии почвы земли, и на самих природных явлениях, так и различных формах живой материи, начиная с неклеточных форм и заканчивая клеточными формами живых организмов.

Так, например, в Кыргызстане «около 90% от объёмов водопотребления расходуются на нужды орошаемого земледелия, около 6% - на нужды промышленности, менее 3% на водоснабжение населения. Лесное, рыбное хозяйство, энергетика и сфера услуг в совокупности используют до 1% от суммарного внутреннего водопотребления». [1]. Если же говорить о водных ресурсах на Земле, являющейся единственно известной на сегодняшний день, в мироздании вселенных, живой и разумной планетой, то вода, в ее различных состояниях, есть основа возникновения жизни различных видов и форм органической материи, а именно растительного и животного мира, и самого человека.

Ведь не зря в истории философской мысли восточные, а вслед за ними и античные философы считали, что «вода есть начало мира». Так, например, Фалес, как один из основателей материалистического направления Милетской школы, продолжая традицию восточной философии в онтологических взглядах в области астрономии и метеорологии о Космосе, полагал, что все рождается и возникает из воды и в неё превращается. Вода есть, в его понимании, самый первоначальный материальный элемент, из коего образуется многообразие сущих вещей и, в целом, всей материи, одновременно выступая и как конец Вселенной.

Развивая историко-философские взгляды восточных мыслителей, Фалес рассматривает воду в её многообразных формах проявления. Так по Фалесу, благодаря затвердеванию, сгущению или замерзанию воды образует материальный мир или землю (речь здесь идёт у мыслителя о появлении на планете суши). А вот в результате испарения воды, она становится воздухом. Исходя из этого, Фалес справедливо полагал, что Космос – един. Такое положение вещей лишь подтверждает единство и целостность природы, как неживой, так и живой. Это, в свою очередь, позволяет рассмотреть неразрывную и преемственную связь между природными (неорганического и органического уровней) и социальными процессами и явлениями, связанными с бытием, с одной стороны, растительного и животного мира, и самого человека, на био-социальном уровне его организации, и, с другой стороны, самой объективной реальностью, выступающей как материальная среда их обитания и существования.

Таким образом, вода есть составная часть природы, определяющая бытие, как неорганических веществ, так и самой органической материи. И состояние водных ресурсов во многом предопределяют состояние окружающей среды и самого живого организма. А потому в рамках онтологического изучения философской проблемы бытия материи, в ракурсе рассмотрения сохранности экосистемы планеты Земля, вопросы экологии воды являются ключевыми, связанными с гидрологическим изучением гидросферы, включающей в себя водную оболочку Земли, которая традиционно делится на Мировой океан, континентальные поверхностные воды и ледники, а также подземные воды. [2, Гидросфера].

Потому наиважнейшей задачей жизнедеятельности человека является сохранение водного богатства Земли, к числу которого относятся ледники, океаны, моря, озёра, реки, каналы, водохранилища, пруды, являющиеся источником сохранения флоры и фауны.

Пожалуй, экология в сфере водных ресурсов является ключевой проблемой, связанной как с сохранением естественной природы, так и биологического разнообразия растений и животных, здоровья самого человека, как био-социальной организации.

Одни из них созданы природой (естественные), другие — человеком (искусственные). К естественным относятся: океаны, моря, озёра и реки, и обеспечение Согласно нормам использование водных ресурсов для нужд сельского хозяйства, само водопользование «делится на общее и специальное. Общее водопользование не требует разрешения, если при этом не применяются сооружения, технические средства и устройства. Специальное водопользование осуществляется, когда водные объекты используются с применением таких сооружений и устройств, как гражданами, так и юридическими лицами, и только при наличии лицензии на водопользование.

Большое значение в современных условиях развития сельского хозяйства приобретает правовое регулирование охраны водных объектов от загрязнения их навозосодержащими сточными водами и отходами животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик. [3].

Получается парадокс, заключающийся в том, что если первоначальная форма развития производительных сил являлась условием совершенствования человеческого общества, его отделения от стадного образа жизни, как исторический фактор социального развития и совершенствования человеческой цивилизации, коренным образом отличной от животного мира, то последующий технический прогресс, вплоть до создания нанотехноло?гий, понимаемых как «комплекс научных и инженерных дисциплин, исследующих процессы, происходящие в атомном и молекулярном масштабе» [4], и объединяющих "нанонауку", "нанотехнологии", и "наноиндустрию" (направления бизнеса и производства, где используются нанотехнологии) [5].

Так вот такой научно-технический прогресс обернулся бедой для самого человечества. Выразилось это в разрушительном воздействии передовых технологий различных отраслей промышленного и аграрного секторов хозяйствования, особенно в горной промышленности и оборонном производстве (связанном с испытанием, производством и утилизацией вооружения, военной и специальной техники), на природу, растительный и животный мир, приведшие, как показала жизнь в начале 21 столетия, к природным и биологическим катастрофам и катаклизмам, связанными со вспышкой эпидемий, как следствия нарушения генетического кода живых микроорганизмов, обусловленные геномными мутациями, возникающие в результате изменения гена, т. е. структуры молекулы ДНК и мутации нуклеотидов в каком-нибудь участке ДНК. [6].

Охватившая в мировых масштабах в конце XX и начала XXI вв. все страны и континенты пандеми?я, как «необычайно сильная эпидемия, распространившаяся на территории стран, континентов; высшая степень развития эпидемического процесса» [7], как раз и явилась следствием генной мутации микроорганизмов, в число которых входят классификацию входят бактерии, археи, грибы, протисты, вирусы, вызванной пагубным техногенным воздействием промышленных и сельскохозяйственных технологий на растительный и животный мир, а также на природу, как окружающую среду их обитания, включая и самого человека.

Как показали последствия пандемии, диалектика взаимосвязи неорганической и органической природы, частью которой является биологическая организация самого человека, предопределяет основу существования человеческой жизни именно на физиологическом, а не на социальном, уровне, когда из-за таких клеточных форм организмов, как вирусы, эукариоты, бактерии, прокариоты, всякие техногенные достижения человечества терпят фиаско. Подтверждением тому является мировой экономический кризис, из-за пандемии, охвативший все, без исключения, развивающиеся и постиндустриальные страны планеты.

Заключение.

Таким образом, существование и сохранение здорового образа жизни человека и общества, в целом, во многом зависит, наряду с политическими и экономическими причинностями, так же и от экологического фактора, как производного от них, характеризующего состояние природы, на ее различных уровнях и формах существования. При этом природная среда, а именно бытие не живой и живой материи, как показала катастрофическая ситуация с пандемией в мировом сообществе начала 21 века, является определяющей стороной выживания человека и всего человечества.

Разнообразие видов микрофлоры зависит от природного ландшафта, а именно водоёмов, гор, степей, пустынь, пород, почвы, который классифицируется на долинный, горный и тундровый ландшафт. В свою очередь всякие нарушения, наблюдаемые в микрофлоре природной среды, скорее обусловлены патологическими отклонениями в освоении человеком внешнего мира, как результат, например, техногенных загрязнений, вызывающих мутацию разных типов микро и макроорганизмов, начиная с бактерий и заканчивая животными особями, наделённых нервной системой и корой головного мозга, населяющих определённую среду обитания.

Всякое великое, большое порождается малым, небольшим, но оно им же и поражается, ибо создаётся или образуется из суммы малых, ничтожных величин, и распадается на оные. И это есть закон вселенных, касающийся как неорганической, так и органической материи, и самого социума (человека и общества). А это значит, что человек, создавший свой искусственный мир, состоящий из технологических, социальных, интеллектуальных, нравственных и духовно-культурных институтов и отношений, в конечном счёте, зависим и подвластен на биологическом уровне микроорганизмам, как изначальным формам возникновения всего материального живого сущего.

Является ли социум, понимаемый как общество человеческое, одним из множества других разумных и живых планет? Является ли он, этот социум, закономерным явлением в мироздании вселенных, заселивший планету Земля в своей Галактике, как Млечный путь, или он есть исключение ил на редчайшее явление в Космосе, этого на сегодняшний день никто не знает из людей.

Но такой факт, что существует разумный человек, как био-социальная организация, представляемая как часть самой природы, а именно ее высший уровень развития, который создал свой социальный мир, все это накладывает на человечество, а точнее на его привилегированные экономические и политические элиты передовых государств, ответственность не только за будущее существование органического мира, но и самой земной планеты.

Ни одно явление природы на Земле человечество, а именно его экономические социальные, политические и правовые институты, не в состоянии ни создать, ни предотвратить их разрушительные воздействия для всего живого планеты. Ни землетрясения, ни извержения вулканов, ни наводнения, ни лесные пожары и иные природные катаклизмы. Не имея возможности повлиять на возникновение и проявление природных явлений и процессов, человек лишь косвенным путём способен устранить их трагические последствия. Это касается и возможности раз и навсегда искоренить эпидемии, с их различными штампами и разновидностями.

Другой вопрос, когда отдельные народы планеты, в древности и в наши дни, с помощью особого чёрного камня (например, «ЖАЙ ТАШ» у древних кыргызов), или других атрибутов, и заклинаний, способны были влиять на изменение погоды, вызывая на землю ливни или обильные снегопады. Превращая в летний период зелёные альпийские луга в студёные, покрытые снегом, ледяные перевалы. И это не мистика, а реальные события и происшествия минувших веков из жизни народов мира, запечатлённые, например, в самом большом по объёму из эпосов народов мира – древнем кыргызском эпосе «Манас». Кыргызы-тюрки использовали магические свойства жай таша при вызове дождя, необходимого для полива земли. А так же в военных походах, с целью изменения погоды и рельефа местности. В поэме Фирдоуси «Шахнаме», во время ирано-туранских военных отношений, так же упоминается использованный в военных целях магический камень тюрков.

Все это свидетельствует о наличии единого космического поля, образующего диалектику единства и преемственной связи межу различными уровня материи, в ее неорганической и органической формах проявления, а именно неживой природы, растительного и животного мира, а так же самого человека (социума), находящихся в неразрывной связи с самим макро и микро вселенским Космосом.