До сегодняшнего дня в философской литературе ближнего зарубежья приоритетом социального развития считался экономический фактор, предопределяющий базисную, материальную, сущность развития общества, в котором надстроечные отношения в виде политических процессов и формы политического сознания представляли собой отражение и моделирование экономических сторон общественной жизни людей как в отдельно взятом обществе, так и, в целом, в мировом сообществе. Уровень жизни населения в каждой стране и в различных регионах планеты связывался лишь с развитием научно-технических достижений, использованием передовых технологий, примером и образцом чему были, и являются постиндустриальные страны. Именно в зависимости от того, какими средствами производства производились продукты и товары общественного потребления в определённой стране, определялся материальный уровень общества и государства.
При этом сама природа представляла собой лишь как преимущественно пассивный объект, когда воздействие людей на окружающую среду, с целью максимального использования её ресурсами, не рассматривалось в контексте биологической, анатомической и генетической субстанции живого организма, на бимолекулярном уровне его существования. А определялась и по сей день определяется политическими и материальными интересами социальных групп, а именно привилегированных сословий и классов, исходящих из экономических факторов. И, как следствие, в начале 21 столетия возник, например, такой парадокс, когда традиции и обычаи в кулинарии и культуре питания отдельных народов, потребляющих всякую, без исключения, живность, подверглись риску в связи с интенсивным развитием высоких технологий, применяемых передовыми странами в различных сферах промышленности, аграрного сектора и, в особенности, горнорудного дела. Именно они негативно повлияли и поныне оказывают колоссально разрушительное воздействие на природу, а именно на экологическое состояние растительного и животного мира, вплоть до микроорганизмов, и самого человечество, а также на саму неорганическую природу, как среду обитания органической материи.
Цель исследования заключается в освещении проблематики обеспечения диалектического соотношения между природными и социальными явлениями и процессами.
Достижение цели исследования обусловило решение следующих задач:
- раскрыть причинно-следственную связь между техногенной деятельностью человечества и экологическим состоянием различных уровней организации живой природы;
- проанализировать причины возникновения катаклизм в природе и обществе;
- показать, в конечном счёте, определяющую роль в жизни человека и общества эволюцию биологической организации органической и неорганической природы, как основы существования всех уровней и форм живой материи, включая само человечество.
Материалы и методы исследования.
Исследование проводилось на основе применения диалектического метода исследования, что обусловлено самой проблематикой онтологического изучения материального мира. Методологической основой исследования явился концептуальный подход и обращение к истокам возникновения органической природы, рассматриваемой на различных уровнях и противоречивых формах проявления, что обусловлено самим единством не живой и живой материи. Дедуктивная логика диалектико-логического познания позволила сделать общий вывод о проблематике определяющей роли природного в генезисе социальной организации. В процессе исследования применялась также выборочная переработка эмпирического материала (научно-методической литературы), его анализ с позиции полученных сведений, статистические методы обработки полученных результатов.
Результаты исследования и их обсуждение.
Возникновение и развитие особенностей природных и социальных факторов в современном мире, в условиях глобализации, продиктованны такими факторами, как, нарушение экологического баланса, приведшее к катаклизмам, связанных с охватившей все человечество пандемией, уровнявшей все без исключения страны и народы планеты, их социально-классовые различия. Техногенное воздействие человеком на окружающую среду с неизбежностью приводит не только к нарушению водного баланса на планете Земля, но и самым негативным образом сказываются как на состоянии почвы земли, и на самих природных явлениях, так и различных формах живой материи, начиная с неклеточных форм и заканчивая клеточными формами живых организмов.
Так, например, в Кыргызстане «около 90% от объёмов водопотребления расходуются на нужды орошаемого земледелия, около 6% - на нужды промышленности, менее 3% на водоснабжение населения. Лесное, рыбное хозяйство, энергетика и сфера услуг в совокупности используют до 1% от суммарного внутреннего водопотребления». [1]. Если же говорить о водных ресурсах на Земле, являющейся единственно известной на сегодняшний день, в мироздании вселенных, живой и разумной планетой, то вода, в ее различных состояниях, есть основа возникновения жизни различных видов и форм органической материи, а именно растительного и животного мира, и самого человека.
Ведь не зря в истории философской мысли восточные, а вслед за ними и античные философы считали, что «вода есть начало мира». Так, например, Фалес, как один из основателей материалистического направления Милетской школы, продолжая традицию восточной философии в онтологических взглядах в области астрономии и метеорологии о Космосе, полагал, что все рождается и возникает из воды и в неё превращается. Вода есть, в его понимании, самый первоначальный материальный элемент, из коего образуется многообразие сущих вещей и, в целом, всей материи, одновременно выступая и как конец Вселенной.
Развивая историко-философские взгляды восточных мыслителей, Фалес рассматривает воду в её многообразных формах проявления. Так по Фалесу, благодаря затвердеванию, сгущению или замерзанию воды образует материальный мир или землю (речь здесь идёт у мыслителя о появлении на планете суши). А вот в результате испарения воды, она становится воздухом. Исходя из этого, Фалес справедливо полагал, что Космос – един. Такое положение вещей лишь подтверждает единство и целостность природы, как неживой, так и живой. Это, в свою очередь, позволяет рассмотреть неразрывную и преемственную связь между природными (неорганического и органического уровней) и социальными процессами и явлениями, связанными с бытием, с одной стороны, растительного и животного мира, и самого человека, на био-социальном уровне его организации, и, с другой стороны, самой объективной реальностью, выступающей как материальная среда их обитания и существования.
Таким образом, вода есть составная часть природы, определяющая бытие, как неорганических веществ, так и самой органической материи. И состояние водных ресурсов во многом предопределяют состояние окружающей среды и самого живого организма. А потому в рамках онтологического изучения философской проблемы бытия материи, в ракурсе рассмотрения сохранности экосистемы планеты Земля, вопросы экологии воды являются ключевыми, связанными с гидрологическим изучением гидросферы, включающей в себя водную оболочку Земли, которая традиционно делится на Мировой океан, континентальные поверхностные воды и ледники, а также подземные воды. [2, Гидросфера].
Потому наиважнейшей задачей жизнедеятельности человека является сохранение водного богатства Земли, к числу которого относятся ледники, океаны, моря, озёра, реки, каналы, водохранилища, пруды, являющиеся источником сохранения флоры и фауны.
Пожалуй, экология в сфере водных ресурсов является ключевой проблемой, связанной как с сохранением естественной природы, так и биологического разнообразия растений и животных, здоровья самого человека, как био-социальной организации.
Одни из них созданы природой (естественные), другие — человеком (искусственные). К естественным относятся: океаны, моря, озёра и реки, и обеспечение Согласно нормам использование водных ресурсов для нужд сельского хозяйства, само водопользование «делится на общее и специальное. Общее водопользование не требует разрешения, если при этом не применяются сооружения, технические средства и устройства. Специальное водопользование осуществляется, когда водные объекты используются с применением таких сооружений и устройств, как гражданами, так и юридическими лицами, и только при наличии лицензии на водопользование.
Большое значение в современных условиях развития сельского хозяйства приобретает правовое регулирование охраны водных объектов от загрязнения их навозосодержащими сточными водами и отходами животноводческих ферм, комплексов и птицефабрик. [3].
Получается парадокс, заключающийся в том, что если первоначальная форма развития производительных сил являлась условием совершенствования человеческого общества, его отделения от стадного образа жизни, как исторический фактор социального развития и совершенствования человеческой цивилизации, коренным образом отличной от животного мира, то последующий технический прогресс, вплоть до создания нанотехноло́гий, понимаемых как «комплекс научных и инженерных дисциплин, исследующих процессы, происходящие в атомном и молекулярном масштабе» [4], и объединяющих "нанонауку", "нанотехнологии", и "наноиндустрию" (направления бизнеса и производства, где используются нанотехнологии) [5].
Так вот такой научно-технический прогресс обернулся бедой для самого человечества. Выразилось это в разрушительном воздействии передовых технологий различных отраслей промышленного и аграрного секторов хозяйствования, особенно в горной промышленности и оборонном производстве (связанном с испытанием, производством и утилизацией вооружения, военной и специальной техники), на природу, растительный и животный мир, приведшие, как показала жизнь в начале 21 столетия, к природным и биологическим катастрофам и катаклизмам, связанными со вспышкой эпидемий, как следствия нарушения генетического кода живых микроорганизмов, обусловленные геномными мутациями, возникающие в результате изменения гена, т. е. структуры молекулы ДНК и мутации нуклеотидов в каком-нибудь участке ДНК. [6].
Охватившая в мировых масштабах в конце XX и начала XXI вв. все страны и континенты пандеми́я, как «необычайно сильная эпидемия, распространившаяся на территории стран, континентов; высшая степень развития эпидемического процесса» [7], как раз и явилась следствием генной мутации микроорганизмов, в число которых входят классификацию входят бактерии, археи, грибы, протисты, вирусы, вызванной пагубным техногенным воздействием промышленных и сельскохозяйственных технологий на растительный и животный мир, а также на природу, как окружающую среду их обитания, включая и самого человека.
Как показали последствия пандемии, диалектика взаимосвязи неорганической и органической природы, частью которой является биологическая организация самого человека, предопределяет основу существования человеческой жизни именно на физиологическом, а не на социальном, уровне, когда из-за таких клеточных форм организмов, как вирусы, эукариоты, бактерии, прокариоты, всякие техногенные достижения человечества терпят фиаско. Подтверждением тому является мировой экономический кризис, из-за пандемии, охвативший все, без исключения, развивающиеся и постиндустриальные страны планеты.
Заключение.
Таким образом, существование и сохранение здорового образа жизни человека и общества, в целом, во многом зависит, наряду с политическими и экономическими причинностями, так же и от экологического фактора, как производного от них, характеризующего состояние природы, на ее различных уровнях и формах существования. При этом природная среда, а именно бытие не живой и живой материи, как показала катастрофическая ситуация с пандемией в мировом сообществе начала 21 века, является определяющей стороной выживания человека и всего человечества.
Разнообразие видов микрофлоры зависит от природного ландшафта, а именно водоёмов, гор, степей, пустынь, пород, почвы, который классифицируется на долинный, горный и тундровый ландшафт. В свою очередь всякие нарушения, наблюдаемые в микрофлоре природной среды, скорее обусловлены патологическими отклонениями в освоении человеком внешнего мира, как результат, например, техногенных загрязнений, вызывающих мутацию разных типов микро и макроорганизмов, начиная с бактерий и заканчивая животными особями, наделённых нервной системой и корой головного мозга, населяющих определённую среду обитания.
Всякое великое, большое порождается малым, небольшим, но оно им же и поражается, ибо создаётся или образуется из суммы малых, ничтожных величин, и распадается на оные. И это есть закон вселенных, касающийся как неорганической, так и органической материи, и самого социума (человека и общества). А это значит, что человек, создавший свой искусственный мир, состоящий из технологических, социальных, интеллектуальных, нравственных и духовно-культурных институтов и отношений, в конечном счёте, зависим и подвластен на биологическом уровне микроорганизмам, как изначальным формам возникновения всего материального живого сущего.
Является ли социум, понимаемый как общество человеческое, одним из множества других разумных и живых планет? Является ли он, этот социум, закономерным явлением в мироздании вселенных, заселивший планету Земля в своей Галактике, как Млечный путь, или он есть исключение ил на редчайшее явление в Космосе, этого на сегодняшний день никто не знает из людей.
Но такой факт, что существует разумный человек, как био-социальная организация, представляемая как часть самой природы, а именно ее высший уровень развития, который создал свой социальный мир, все это накладывает на человечество, а точнее на его привилегированные экономические и политические элиты передовых государств, ответственность не только за будущее существование органического мира, но и самой земной планеты.
Ни одно явление природы на Земле человечество, а именно его экономические социальные, политические и правовые институты, не в состоянии ни создать, ни предотвратить их разрушительные воздействия для всего живого планеты. Ни землетрясения, ни извержения вулканов, ни наводнения, ни лесные пожары и иные природные катаклизмы. Не имея возможности повлиять на возникновение и проявление природных явлений и процессов, человек лишь косвенным путём способен устранить их трагические последствия. Это касается и возможности раз и навсегда искоренить эпидемии, с их различными штампами и разновидностями.
Другой вопрос, когда отдельные народы планеты, в древности и в наши дни, с помощью особого чёрного камня (например, «ЖАЙ ТАШ» у древних кыргызов), или других атрибутов, и заклинаний, способны были влиять на изменение погоды, вызывая на землю ливни или обильные снегопады. Превращая в летний период зелёные альпийские луга в студёные, покрытые снегом, ледяные перевалы. И это не мистика, а реальные события и происшествия минувших веков из жизни народов мира, запечатлённые, например, в самом большом по объёму из эпосов народов мира – древнем кыргызском эпосе «Манас». Кыргызы-тюрки использовали магические свойства жай таша при вызове дождя, необходимого для полива земли. А так же в военных походах, с целью изменения погоды и рельефа местности. В поэме Фирдоуси «Шахнаме», во время ирано-туранских военных отношений, так же упоминается использованный в военных целях магический камень тюрков.
Все это свидетельствует о наличии единого космического поля, образующего диалектику единства и преемственной связи межу различными уровня материи, в ее неорганической и органической формах проявления, а именно неживой природы, растительного и животного мира, а так же самого человека (социума), находящихся в неразрывной связи с самим макро и микро вселенским Космосом.
Библиографическая ссылка
Нусупова С.Т., Нусупов Ч.Т. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРИРОДНЫЕ ПРЕДПОЛСЫЛКИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО МИРА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ // Научное обозрение. Философские науки. – 2021. – № 1. ;URL: https://science-philosophy.ru/ru/article/view?id=5 (дата обращения: 22.12.2024).